26.05.2020

31 мая Всемирный день без табака

Всемирный день без табака

ВОЗ учредила Всемирный день без табака в 1987 году и с этого времени каждый год 31 мая Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и её партнёры по всему миру отмечают это событие. Ежегодная кампания служит поводом для широкого информирования о вредных и смертельных последствиях употребления табака и пассивного курения, а также содействия сокращению употребления табака в любой форме.

В свете продолжающейся всемирной пандемии COVID-19, ВОЗ обращает внимание на то, что, как показали исследования, курильщики подвержены более высокому риску тяжёлого течения коронавирусной инфекции. Курение способствует возникновению состояний, при которых возрастает потребность в кислороде или снижается способность организма правильно поглощать кислород, что подвергает курящего более высокому риску серьёзного нарушения работы лёгких, например развития пневмонии. Курение способствует передаче COVID-19, так как при этом курящие чаще прикасаются пальцами (и, возможно, контаминированными сигаретами) к губам, а применение таких приспособлений, как кальяны, часто предполагает общее использование несколькими курильщиками мундштуков и трубок, в результате чего повышается риск попадания вируса в ротовую полость человека.

TobaccoExposedCOVID-19

Тема Всемирного дня без табака 2020 года: «СКАЖИ НЕТ ТАБАКУ #TobaccoExposed».

В ответ на систематические, агрессивные и упорные усилия производителей табака и никотина по воспитанию нового поколения потребителей табака во Всемирный день без табака 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения будет проведена антимаркетинговая кампания, призванная побудить молодёжь присоединиться к борьбе против большого табачного бизнеса.

Глобальная кампания по случаю Всемирного дня без табака 2020 г. призвана:

  • продемонстрировать несостоятельность существующих заблуждений и рассказать о манипулятивных приёмах, применяемых производителями табачной и никотиновой продукции, особенно в целях сбыта продукции молодёжи, в том числе за счёт вывода на рынок новых и оригинальных изделий, использования ароматических добавок и других привлекательных потребительских характеристик;
  • дать молодым людям знания о намерениях и тактике табачной и никотиновой индустрии по вовлечению нынешнего и будущих поколений в употребление её продукции;
  • расширить возможности лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, в учебных заведениях и дома) по защите и отстаиванию прав молодых людей и дать толчок реальным изменениям, вовлекая их в борьбу против крупного табачного бизнеса.

Как производители табачных и никотиновых изделий манипулируют молодежью?

  • Использование в составе табачных и никотиновых изделий привлекательных для молодёжи ароматических добавок, например, с запахом вишни, жевательной резинки и сахарной ваты, отвлекающих внимание от рисков для здоровья и служащих поводом попробовать такие изделия;
  • Стильный дизайн и привлекательная форма изделий, которые легко носить с собой и можно принять за что-то другое (например, если изделие имеет форму флеш-карты или конфеты);
  • Продвижение якобы «менее вредных» или «более чистых» альтернатив традиционным сигаретам при отсутствии объективных научных данных в обоснование таких утверждений;
  • Спонсорство культурно-развлекательных мероприятий;
  • Стимулирование сбыта табачных и никотиновых изделий в рамках соглашений со знаменитостями/лидерами мнений (например, в Инстаграме) и конкурсов, спонсируемых брендами;
  • Маркетинг в часто посещаемых детьми магазинах розничной торговли, в том числе путём размещения продукции вблизи кондитерских изделий, снеков или прохладительных напитков для обеспечения их заметности в зонах, где часто находятся молодые люди (сюда также относится предоставление магазинам рекламных материалов и торговых витрин);
  • Раздача бесплатных образцов продукции;
  • Поштучная продажа сигарет и других табачных и никотиновых изделий вблизи школ, удешевляющая и упрощающая доступ учащихся к табачной и никотиновой продукции;
  • Скрытая реклама табачной продукции в кинофильмах, телепередачах и онлайновых потоковых трансляциях;
  • Размещение продукции на прилавках на уровне глаз детей;
  • Размещение в местах, часто посещаемых молодыми людьми, автоматов по продаже сигарет с ярким рекламным оформлением и демонстрацией пачек и создание мотивов для нарушения правил в отношении сбыта такой продукции несовершеннолетним;
  • Подача судебных исков, призванных ослабить самые различные антитабачные нормы и правила, в том числе касающихся размещения предупреждений, демонстрации продукции в точках продажи, а также ограничения ее доступности для детей и сбыта детям (и особенно запрещающих продажу и рекламу табачных изделий вблизи учебных заведений).
уловки табачных кампаний

Мы хотим воспитать поколение, свободное от табачной зависимости, пассивного курения и связанных с ними болезней и смерти.

Сделайте себя неуязвимыми к манипуляциям со стороны табачной и смежных отраслей промышленности.

Призыв к действиям

  • Мировое сообщество не может допустить, чтобы под предлогом борьбы за свободу личного выбора табачная и никотиновая промышленность обманом вводила в заблуждение молодое поколение, бесконечно преследуя наживу за счёт миллионов людей, которые каждый год платят за это своей жизнью.
  • ВОЗ настоятельно призывает лидеров мнений (в поп-культуре, социальных сетях, учебных заведениях и дома), которых знает и уважает молодежь, рассказывать правду о манипуляциях, на которые идут компании для вербовки нового поколения пользователей табака. Мы должны дать молодежи силы и умения сопротивляться большому табачному бизнесу, разоблачая ложь и отказываясь от его продукции.
Пресс-центр Межрегионального управления № 52 ФМБА России

Дополнительные материалы:

Информация и ресурсы