30.03.2015

Организация питания в общеобразовательных учреждениях

 
Полноценное, сбалансированное питание является обязательным условием для обеспечения роста и развития детей, профилактики заболеваний и функциональных отклонений, повышения работоспособности. Поэтому, питание детей в общеобразовательных учреждениях  - один из важнейших факторов, определяющих их здоровье.
 
Основными принципами рационального питания детей в организованных коллективах являются:
- энергетическая ценность рациона питания, соответствующая энергозатратам детей;
- сбалансированность рациона питания по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты; различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы;
- максимальное разнообразие рациона питания с включением в него всех групп пищевых продуктов;
- соблюдение оптимального режима питания;
- физиологически технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд,  обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности;
- щадящее питание  (использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание  и  исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения);
 - обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их хранению, приготовлению и раздаче блюд.
 
В общеобразовательных учреждениях организуется горячее питание по разработанному двухнедельному меню, в соответствии с требованиями санитарно - эпидемиологических правил и нормативов. Меню разрабатывается с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет). При разработке меню учитывают продолжительность пребывания обучающихся в школе, возрастную категорию и физические нагрузки.  В питание ежедневно включают  мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный (с каждым приемом пищи). Рыбу, яйца, творог, кисломолочные продукты  включают в рацион 1 раз в 2 – 3 дня.
 
Для обучающихся общеобразовательных учреждений рекомендуется двухразовое горячее питания (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 – 4-х часов.  
 
Наряду с основным питанием возможна организация дополнительного питания обучающихся через буфеты образовательных учреждений, которые предназначены для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, пищевых продуктов в потребительской упаковке, в условиях свободного выбора, и в соответствии с рекомендациями   санитарных правил.
 
При организации питания в образовательных учреждениях придерживаются  принципа приготовления пищи из натуральных продуктов. В питании детей не допускается использовать целый ряд пищевых продуктов: кремовые кондитерские изделия, газированные напитки, жаренные во фритюре пищевые продукты и изделия (в том числе, чипсы, снэки и т.д.), сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы, острые соусы, кетчупы, майонез, острые приправы, первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
 
Один из важных вопросов - организация питьевого режима в образовательных учреждениях. Питьевой режим может быть организован в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости. При использовании установок с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели.
 
Свободный доступ обучающихся к питьевой воде должен быть обеспечен в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.
 
Формировать навыки и культуру здорового питания, этику приема пищи необходимо  не только в образовательных учреждениях, но и в кругу семьи. Это  поможет избежать  алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний.