18.11.2016

О применении риск-ориентированного подхода при организации проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 
В Российской Федерации по поручению главы государства в настоящее время проводится комплексная реформа системы государственного контроля и надзора в основе которой лежит переход на риск-ориентированную модель проверок, когда частота проверок зависит от степени потенциальных рисков на том или ином поднадзорном объекте.
 
Поэтапное внедрение риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) осуществляется в соответствии с мероприятиями, предусмотренными «дорожной картой» совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016–2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р.
 
С целью реализации мероприятий «дорожной карты» постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (далее Постановление) утверждены  Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, в соответствии с которыми все объекты государственного контроля (надзора) должны быть отнесены к определенной категории риска или классу опасности. Отнесение к определенной категории риска осуществляется с учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований.
Для всех объектов государственного контроля (надзора) устанавливаются шесть категорий риска (чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный, низкий) и шесть классов опасности (1—6 классы).
Также Постановлением определен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый ФМБА России и его территориальными органами в отношении организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации, в том числе на объектах и территориях закрытых административно-территориальных образований, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, включен в указанный перечень видов государственного контроля (надзора).
 
Кроме того, Постановлением внесены дополнения в Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, в частности определены критерии отнесения объектов государственного надзора к категориям риска.
 
Отнесение объектов государственного надзора к категории чрезвычайно высокого риска осуществляется решением Главного государственного санитарного врача Федерального медико-биологического агентства
Включение объектов государственного надзора в перечни осуществляется на основе решений уполномоченных должностных лиц об отнесении объектов государственного надзора к соответствующим категориям риска.
Кроме того, на официальном сайте ФМБА России размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация из перечней объектов государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков - http://fmbaros.ru/activities/law_806/
В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых и (или) используемые ими производственные объекты отнесены к категориям риска, плановые проверки с целью осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора проводятся со следующей периодичностью.
 Категории риска
  Особенности осуществления мероприятий по контролю
  Чрезвычайно высокий риск
  плановая проверка проводится 1 раз в календарном году
  Высокий риск
  плановая проверка проводится один раз в 2 года
  Значительный риск
  плановая проверка проводится один раз в 3 года
  Средний риск
  плановая проверка проводится не чаще одного раза в 4 года
  Умеренный риск
  плановая проверка проводится не чаще одного раза в 6 лет
  Низкий риск
  плановые проверки не проводятся
 
При наличии у организации или индивидуального предпринимателя нескольких объектов государственного контроля (надзора), которые отнесены к разным категориям риска, классам опасности, проведение плановых проверок этих объектов государственного надзора осуществляется с периодичностью, установленной для категории риска, класса опасности, к которым они отнесены
 
Правила отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска, предусматривают возможность подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем заявления об изменении присвоенных им ранее категории риска.
Следствием применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности станет сокращение количества плановых проверок, а также полное прекращение плановых проверок для  объектов с низкой степенью риска.