21.02.2013

О результатах мониторинга в ЗАТО Александровск в 4 квартале 2012 г.

В порядке социально-гигиенического мониторинга за объектами окружающей среды в ЗАТО Александровск в 4 квартале 2012г. исследовались:
- вода водоисточников в городах Гаджиево (река Сайда), Полярный (озеро 4-ое Палогубское), н/п Оленья Губа ( озеро Питьевое);
- вода до распределительной сети в городах Гаджиево, Полярный, Снежногорск;
- вода в распределительной сети в городах Гаджиево, Полярный, Снежногорск;
- озера в черте городских территорий г. Полярный;

Исследования проводились по микробиологическим, химико-токсикологическим, радиологическим и паразитологическим показателям.
Зарегистрированы неудовлетворительные результаты качества воды перед подачей в сеть и в распределительной сети по цветности. Микробиологического, радиологического, паразитологического загрязнения воды не выявлено.

Исследовался атмосферный воздух  в городах Снежногорск, Полярный, Гаджиево, содержания вредных химических веществ в концентрациях выше предельно допустимых не выявлено.

Осуществлялся мониторинг за влиянием ОАО «10 СРЗ», Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка», отделения Сайда-Губа СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» на объекты окружающей среды.

Для оценки степени влияния ОАО «10 СРЗ» на объекты окружающей среды в зоне наблюдения, установленной для ОАО «10 СРЗ», отбирались и исследовались на содержание техногенных радионуклидовпробы донных отложений, водной растительности, почвы, грибов, ягод и наземной растительности.
По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что содержание техногенных радионуклидов в отобранных пробах грибов, ягод не превышает гигиенические нормативы, в отобранных пробах донных отложений, водной растительности, почвы и наземной растительности  не превышает значения аналогичных показателей в пробах, отобранных в контрольных точках, и сохраняются на уровне фоновых значений.
Для оценки степени влияния ОАО «10 СРЗ» на радиационную обстановку в зоне наблюдения, установленной для ОАО «10 СРЗ», проводились измерения уровней мощности дозы гамма-излучения и загрязнения бета-излучающими радионуклидами территории. Радиационная обстановка в зоне наблюдения в течение IV квартала 2012 года  удовлетворительная. Мощность дозы гамма-излучения оставалась на уровне фоновых значений и составила:
- на внешней границе санитарно-защитной зоны ОАО «10 СРЗ»   0,07-0,1 мкЗв/ч,
- в г. Полярном 0,08 – 0,11 мкЗв/ч.
Загрязнения территории г. Полярного бета-излучающими радионуклидами не обнаружено.

Для оценки степени влияния Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» на объекты окружающей среды в зоне наблюдения, установленной для Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» отбирались и исследовались на содержание техногенных радионуклидовпробы морской воды, донных отложений, водной растительности, почвы, грибов, ягод и наземной растительности.
По результатам проведенных лабораторных исследований установлено, что содержание техногенных радионуклидов в отобранных пробах морской воды, донных отложений, водной растительности и почвы не превышает контрольные уровни радиационных факторов, в  отобранных пробах грибов, ягод не превышает гигиенические нормативы, в отобранных пробах наземной растительности не превышает значения аналогичных показателей в пробах, отобранных в контрольных точках, и сохраняется на уровне фоновых значений.
Для оценки степени влияния Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» на радиационную обстановку в зоне наблюдения, установленной для Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка», проводились измерения уровней мощности дозы гамма-излучения и загрязнения бета-излучающими радионуклидами территории.
Радиационная обстановка в зоне наблюдения в течение IV квартала 2012 года остается в целом удовлетворительной. Мощность дозы гамма-излучения оставалась на уровне фоновых значений и составила:
 - на внешней границе санитарно-защитной зоны Филиала «СРЗ «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» 0,06 – 0,1 мкЗв/ч;
 - в г. Снежногорске 0,06 – 0,13 мкЗв/ч.
Загрязнения территории г. Снежногорска бета-излучающими радионуклидами не обнаружено.

Для оценки степени влияния Отделения Сайда-Губа СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» на радиационную обстановку в зоне его размещения проводились исследования содержания техногенных радионуклидов в морской воде.
По результатам проведенных исследований радиационную обстановку в зоне размещения Отделения Сайда-Губа СЗЦ «СевРАО» - филиала ФГУП «РосРАО» можно считать удовлетворительной.

С целью получения информации о вкладе в дозу облучения населения ЗАТО Александровск от воздействия природных источников ионизирующего излучения осуществлялся радиационно-­гигиенический мониторинг содержания изотопов радона в воздухе помещений и мощности дозы гамма-излучения в помещениях жилых квартир в городах Снежногорск, Полярный, Гаджиево.
Согласно результатам инструментальных измерений среднегодовая равновесная объемная активность изотопов радона в воздухе помещений и мощность дозы гамма-излучения в помещениях жилых квартир в городах Снежногорск, Полярный и Гаджиево не превышают гигиенические нормативы:
- среднегодовая равновесная объемная активность изотопов радона в воздухе помещений жилых квартир составила менее 24 Бк/м3 при допустимых значениях 200 Бк/м3;
- мощность дозы гамма-излучения в помещениях жилых квартир составила 0,06 – 0,15 мкЗв/ч, что не превысило мощности дозы гамма-излучения на открытой местности более чем на 0,3 мкЗв/ч.