29.12.2016

Стройный ребенок

 
«Стройность, величавость, приличие, красота…» - так определял понятие «осанка» В. И. Даль – врач и языковед.
 
И действительно, считать, что осанка – привычное положение тела, недостаточно. Осанка отражает не только физическое развитие детей, но и психическое состояние, настроение, характер.  
 
Что такое хорошая, правильная осанка? Это прямая спина, поднятая голова, плечи слегка отведены назад и находятся на одном уровне, лопатки симметричны и плотно прилегают к спине, живот слегка подобран, а грудь чуть-чуть выступает вперед, ноги прямые, а не подогнуты в коленях. Конечно, требовать от маленького ребенка такой классической позы не приходится. Малыши до 3-4 лет, в силу возрастных особенностей организма, обычно стоят, выпятив живот. Но следует иметь в виду, что осанка формируется постепенно с самого рождения, значит заботиться о ней надо с первых дней жизни ребенка. Осанка зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса. Вместе с тем опущенная голова, сутулая спина ребенка рассказывают не только о нем самом, но и его родителях. Родители не прилагали больших усилий, чтобы приучить ребенка с раннего детства к гимнастике, не вырабатывали у него привычки правильно сидеть за столом, ходить, держать голову. И не потому, что недостаточно заботливы. Чаще всего взрослые не придают этому значения, надеясь, что осанка сформируется сама.
           
Обычные дефекты осанки – плоская или седловидная спина, выпяченный живот, впалая грудная клетка, крыловидные лопатки, ассиметричное положение плечевого и тазового пояса, опущенная голова. Такая патология отрицательно влияет на общее состояние организма: изменяется положение внутренних органов, нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы, затрудняется дыхание. Ребенок быстрее устает, хуже себя чувствует.
У детей с плохой осанкой нередко формируется неправильная форма стопы. Следить за осанкой детей необходимо не только тогда, когда они стоят, ходят, бегают. Нужно научить ребенка равномерно распределять тяжесть тела на обе ноги, держаться прямо, не опускать голову, не сутулиться. Для начала объясните и покажите, что такое правильная осанка. Попросите ребенка встать, плотно прижавшись к стене без плинтуса, двери, шкафу. Затылок, лопатки, ягодицы, пятки касаются стены, руки свободно опущены, плечи на одном уровне, развернуты, живот подтянут, колени выпрямлены. Попросите ребенка постоять, сохраняя позу правильной осанки: пусть ребенок привыкает к ней. Полезно делать это упражнение перед зеркалом. Заниматься нужно каждый день, в крайнем случае, не реже 3-4 раз в неделю.
           
По данным Российского НИИ детской ортопедии, нарушения осанки выявляются у 60-80% школьников. Детям часами приходится сидеть за школьной партой и дома за уроками. Дефекты осанки становятся все более выраженными, они есть у каждого второго первоклассника.
           
Краткие рекомендации для профилактики нарушений осанки:
1.      Важно научить ребенка сидеть правильно: прежде всего, позаботьтесь о том, чтобы стол и стул соответствовали его росту. Сидеть ребенок должен ровно, не на краешке стула, а ближе к спинке, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол или на подставку под ноги, предплечья свободно лежать на столе. Когда ноги лишены опоры, спина больше устает и позвоночник непроизвольно искривляется. При размещении ребенка за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонью. Правильная рабочая поза наименее утомительна
2.      При чтении следите за позой ребенка: если ребенок читает, низко наклонившись над книгой, возможно, что он близорук. Обратите на это внимание и проконсультируйтесь с детским офтальмологом.
3.      Необходимы регулярные занятия физкультурой, спортом. Физические упражнения активизируют деятельность всех органов и систем, укрепляют защитные силы организма. Постарайтесь сделать так, чтобы тренировки доставляли ребенку удовольствие. Занимайтесь вместе с ним, лучше под веселую музыку, не забывайте похвалить его за отлично выполненное упражнение или за старание.
4.      Играйте с ребенком в игры, выполняйте упражнения, развивающие чувство равновесия и координацию. Они идут на пользу красивой осанке. Также для красивой осанки полезны подвижные игры.
5.      Полезно, чтобы во время отдыха и сна ребенок больше лежал на животе и спине. Постель должна быть ровной и жесткой. Нельзя длительно спать на раскладушке или кровати с растянутой пружинной сеткой.
6.      Необходимо приучить школьника правильно и рационально носить предметы, попеременно перекладывая из одной руки в другую. Желательно проследить, чтобы ученик начальных классов не носил с собой ежедневно все тетради и учебники, независимо от того, нужны ли они ему в данный день и пользовался только ранцем с широкими лямками (4-4,5 см) и достаточной формоустойчивостью, обеспечивающей плотное прилегание к спине и равномерным распределением веса. Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г, вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 1-2-х классов должен быть не более 1,5 кг, для учащихся 3-4-х классов – не более 2 кг, для учащихся 5-6-х классов – не более 2,5 кг, для учащихся 7-8-х классов – не более 3,5 кг, для учащихся  9-11-х классов не более 4 кг.
Никогда не поздно заняться исправлением осанки, но гораздо легче не допустить ее нарушений. Не жалейте сил, времени, воображения, чтобы сформировать у ребенка правильную осанку, и ваш маленький принц или принцесса станет еще красивее.
 
 
Шевченко И. А. – главный специалист-эксперт
Межрегионального управления №91 ФМБА России
отдела санитарного надзора

2016 год