31.05.2013

Требования к маркировке пищевой продукции

Региональное управление №81 ФМБА России обращает внимание потребителей, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на то, что с 1 июля 2013 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).
Согласно принятому документу маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1)    наименование пищевой продукции
- Наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции
- Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции
-  Если пищевая продукция жидкая, то указывается ее объем;
- Если пищевая продукция пастообразная, вязкая или вязкопластичной консистенции, то указывается либо ее объем, либо масса;
- Если пищевая продукция твердая, сыпучая, является смесью твердого и жидкого вещества, то указывается ее масса.
Допускается одновременное использование двух величин для указания количества пищевой продукции, например масса и количество штук, масса и объем;
4) дату изготовления пищевой продукции
- Указание в маркировке пищевой продукции даты ее изготовления в зависимости от срока ее годности осуществляется с использованием следующих слов:
а) "дата изготовления" с указанием часа, числа, месяца при сроке годности до 72 часов;
б) "дата изготовления" с указанием числа, месяца, года при сроке годности от 72 часов до трех месяцев;
в) "дата изготовления" с указанием месяца, года или числа, месяца, года при сроке годности три месяца и более;
г) "год изготовления" - для сахара.
После слов "дата изготовления" указывается дата изготовления пищевой продукции или место нанесения этой даты на потребительскую упаковку.
Слова "дата изготовления" в маркировке пищевой продукции могут быть заменены словами "дата производства" или аналогичными по смыслу словами;
5) срок годности пищевой продукции
Указание в маркировке пищевой продукции срока ее годности осуществляется с использованием следующих слов:
а) "годен до" с указанием часа, числа, месяца при сроке ее годности до 72 часов;
б) "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности от 72 часов до трех месяцев;
в) "годен до конца" с указанием месяца, года или "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке ее годности не менее трех месяцев.
Слова "годен до", "годен", "годен до конца" в маркировке пищевой продукции могут быть заменены словами "срок годности", "употребить до" или аналогичными по смыслу словами.
Кроме того, маркировка должна содержать следующие сведения:
6) условия хранения пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции;  
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции
Пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает следующие показатели:
- энергетическую ценность (калорийность);
- количество белков, жиров, углеводов;
- количество витаминов и минеральных веществ.
Количество витаминов и минеральных веществ в пищевой продукции должно указываться в случае, если витамины и минеральные вещества добавлены в пищевую продукцию при ее производстве.
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
 
Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке
В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, сведения об обладателе исключительного права на товарный знак, наименование места происхождения пищевой продукции, знаки систем добровольной сертификации.
Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
В случае если пищевая продукция фасуется непосредственно в организации розничной торговли в отсутствии потребителя, на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.
Маркировка пищевой продукции не должна содержать изображение пищевой продукции, которая не содержится в потребительской упаковке или не была использована при производстве пищевой продукции или компонентов пищевой продукции, находящейся в потребительской упаковке.
Специалистами регионального управления №81 ФМБА России при проведении плановых и внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществляется контроль за пищевой продукцией, в том числе в части ее маркировки. В случае выявления нарушений санитарного законодательства при оформлении этикетки (листов-вкладышей) в организациях торговли, к виновным лицам применяются меры административного воздействия. Так с начала 2013года за нарушения санитарного законодательства в части маркировки пищевой продукции, специалистами регионального управления №81 ФМБА России было составлено 8 протоколов об административном правонарушении и снято с реализации в торговой сети 68 кг. пищевой продукции без этикеток или с неполной информацией на этикетке.
Покупателям советуем обращать внимание на информацию, указанную на этикетке. Это позволит Вам сделать правильный выбор и избежать приобретения некачественной или не соответствующей вашим потребностям пищевой продукции.
 
Ведущий специалист-эксперт ОСН                  И.А.Корнилова