10.11.2015

Основные санитарно-эпидемиологические требования к транспортным организациям

Среди приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации особое место занимают вопросы обеспечения безопасных условий труда и охраны здоровья трудоспособного населения. Как известно транспорт является важнейшей составной производственной инфраструктуры. Экономическое развитие страны сопровождается увеличением парка транспортных средств и ростом численности работающих во всех подразделениях транспортного комплекса.

Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух, один из основных источников ухудшения состояния окружающей среды, что увеличивает риск для здоровья населения. Кроме того, на труд самих водителей влияет много факторов: ненормируемый рабочий день, нервно-эмоциональное напряжение, связанное с повышенным объёмом и характером поступающей информации и ответственностью за жизнь пассажиров, неблагоприятные факторы микроклимата, воздействие уровней звука, вибрации, инфразвука, общей и локальной вибрации, вредных химических веществ, входящих в состав выхлопных газов. Воздействие на водителей автотранспорта вредных факторов рабочей среды и трудового процесса наносит ущерб здоровью и может способствовать развитию профессиональных и производственно обусловленных заболеваний. Улучшение условий труда водителей – одно из важнейших направление решения социальной и психофизиологической задачи.

Организация, имеющая автомобильный транспорт, обязана проводить лабораторно-инструментальный производственный контроль за вредными факторами на рабочих местах водителей автомобиля. Мероприятия по проведению производственного контроля в первую очередь должны быть направлены на оздоровление окружающей среды и улучшение условий труда водителей. Выбор контролируемых показателей необходимо проводить согласно СП №4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей».

Для психофизиологических условий труда водителей характерно преобладание нервно-эмоционального напряжения, обусловленное значительным количеством эмоционально-значимых раздражителей, действующих на него во время управления автомобилем (пешеходы, дорожные знаки, звуковые и световые сигналы, обгоняющие или обгоняемые транспортные средства). В среднем за минуту вождения водитель в условиях городского дорожного движения воспринимает 3-4 раздражителя. Число этих раздражителей колеблется в пределах от полного отсутствия до десятков в минуту. Высокое эмоциональное напряжение, испытываемое водителями во время работы, сопровождается повышенным содержанием адреналина в составе крови, частотой сердечных сокращений, учащением пульса.

Основные рекомендации по снижению нервно-эмоционального напряжения водителей, обеспечивающие повышение безопасности движения и снижение заболеваний органов кровообращения, пищеварения и нервной системы:

1) обучение водителей на основе сочетания специальной подготовки на тренажерах с вождением автомобиля в реальных условиях движения и инструкторским контролем;

2) применение научно-обоснованной методики психологического и физиологического отбора водителей.

Микроклимат кабины водителя влияет на степень внимания, на точность и скорость реакции, может приводить к развитию утомления. Вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование должны поддерживать в кабине оптимальные или допустимые параметры микроклимата не позднее чем через 30 минут после начала непрерывного движения машины. Наиболее благоприятные условия труда для водителей создаются при температуре воздуха18-20°C и относительной влажности 60-80 %.

Анализ проб воздуха в кабинах различных автомобилей показывает, что содержание токсических веществ часто в несколько раз превышает предельно допустимые концентрации для производственных помещений. Для уменьшения выброса вредных веществ в атмосферу и попадания в салон транспортные средства снабжают устройством очистки выхлопных газов, что дает значительное снижение выброса вредных компонентов отработанных газов при условии точного управления процессом сгорания двигателя. Концентрации вредных химических веществ в кабине (в зависимости от вида топлива) должны быть не выше величин, указанных в ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны». Необходимо осуществлять контроль состава отработавших газов автомобилей при проведении ТО-2, после ремонта машин на соответствие требованиям ГОСТ Р 52160-2003 и ГОСТ 17.22.03-87.

Согласно данным из госдоклада Роспотребнадзора на транспортных средствах в 2014 году приоритетное гигиеническое значение сохраняли шум и вибрация: доля объектов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям по этим параметрам, составила 21,79 % и 15,63 % соответственно. Причинами неблагоприятных условий труда водителей являются неудовлетворительная материально-техническая база предприятий, изношенность техники, отсутствие инженерных решений, направленных на устранение или снижение уровня шума, вибрации. Уровни вибрации, инфразвука, освещённости, звука в кабине и внешний шум автомобиля должны соответствовать нормативным значениям, указанным в СП №4616-88.

Автотранспортные предприятия необходимо обеспечивать диспетчерскими пунктами, санитарно-бытовыми помещениями и устройствами для лечебно-профилактических мероприятий. Состав и оборудование помещений регламентируется СП 113.13330.2012, СП 44.13330.2011, СП 2.2.1.1312-03, СП 2.2.2.1327-03.

Для соблюдения правил личной гигиены, с учётом специфики машины, водитель должен иметь моющие средства, щётку для рук, полотенце, ветошь для протирания рук от горюче-смазочных материалов, защитные мази и пасты.

С целью выявления больных и находящихся в состоянии опьянения, водители должны проходить ежедневный предрейсовый медицинский осмотр, а также обязательный предварительный (при приёме на работу) и периодический медицинские осмотры в соответствии с требованиями приказа МЗ и СР РФ № 302н от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

 

Главный специалист-эксперт ОСпН                 Л.А.Тинькова