23.12.2016

О гигиенических требованиях к режиму дня учащихся

Правильно организованный и проводимый режим обучения в школе является одним из основных условий успешной учебно-воспитательной работы и сохранения сил и здоровья учащихся. При построении режима следует исходить из учебно-воспитательных целей школы, возрастных особенностей детей и подростков и состояния их здоровья. Правильно организованный режим в школе создаёт благоприятные условия для повышения качества учебно-воспитательной работы, усиления сознательной дисциплины и укрепления здоровья школьников.

Основными элементами школьного режима являются:

- правильная организация приёма детей в школу;

- продолжительность учебного дня;

- величина недельной образовательной нагрузки;

- распределение предметов в зависимости от степени их трудности;

- продолжительность перемен между занятиями;

- правильная организация и нормирование времени внеклассной работы детей и подростков.

Чрезвычайно важным с точки зрения школьной гигиены является вопрос о времени начала школьного обучения детей, которое обусловливает успешное начало учебного года и дальнейшее продолжение занятий и наряду с этим облегчает работу по охране и укреплению здоровья учащихся.

Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет, но при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Правильное построение учебного дня предусматривает такое расписание уроков, которое составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 - 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начальных классов основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся 5-10 классов предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

Продолжительность учебного дня, являясь одним из важнейших элементов школьного режима, должна соответствовать возрасту детей. Слишком продолжительный учебный день увеличивает нагрузку учащихся умственной работой и понижает их работоспособность.

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

- для обучающихся 1-х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;

- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ).

В деле правильной в гигиеническом отношении организации учебного дня большое значение имеет время начала занятий в школе. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.

Существенное значение в научной организации учебного процесса имеет регламентация перемен, прежде всего их продолжительность. Перемены выполняют свое назначение только в том случае, если действительно предоставляют детям возможность поменять вид деятельности. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, к которым установлены отдельные требования, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Приготовление учащимися задаваемых на дом уроков и нормирование домашней нагрузки обычно не относятся к школьному режиму, хотя они неразрывно с ним связаны. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч. Если длительность домашней подготовки превышает указанное время, она становится неэффективной и служит причиной переутомления, которое проявляется ослаблением внимание и памяти, затруднением мыслительной деятельности, увеличением числа совершаемых ошибок, ухудшением координации движений. Одновременно отмечаются изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, дыхания, обмена веществ. Нарушается поведение школьников: одни становятся излишне подвижными, шумливыми, непослушными, других одолевает вялость, расслабленность, апатия.

Правильно составленный режим имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Он приучает организм ребенка к определенному ритму, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности.

 

Главный специалист-эксперт ОСНд               Голикова Г.В.