20.08.2018

Что нужно знать родителям первоклассника

Ваш ребенок идет в первый класс?  Это ответственное событие в жизни ребенка. Все новое – вызывает эмоции. Попасть в новую обстановку с новыми правилами и требованиями, новыми людьми – это в любом случае стресс.

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни первоклассника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным, помогает первокласснику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу. Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Родителям необходимо заранее организовать режим дня ребенка, близкий к режиму дня будущего первоклассника в школе.

Наибольшее влияние на состояние здоровья первоклассника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Примерная норма ночного сна для первоклассников составляет 10–10,5 часов. Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п. Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.  Также первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Правильно организуйте рабочее место первоклассника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье. Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур. Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку. Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки.

Очень важно правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определенных требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними (3,5–4 часа). Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание. При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов. Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа.

Для того чтобы легче преодолеть стресс помогут знание гигиенических требований к учебному процессу:

- учебные занятия для первоклассников проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- максимально допустимая недельная нагрузка должна быть не более 21 часа;

- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре -  по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 45 минут каждый);

- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;

- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок;

- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий;

- предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей.

 

Как правило, грамотно организованный день первоклассника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.