17.08.2015

ФМБА поддержало инициативу ОНФ о централизации закупок медоборудования для региональных «Служб крови»

Активисты проекта Общероссийского народного фронта ОНФ «За честные закупки» и представители Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) договорились в рамках конструктивного диалога провести дополнительные консультации по ряду вопросов, связанных с закупочной деятельностью агентства. Об этом корреспонденту ONF.RU рассказал руководитель проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта по итогам круглого стола с представителями ФМБА, который состоялся 9 июля.
 
По его словам, главными темами обсуждения стали эффективность использования и поддержки агентством Автоматизированной информационной системы трансфузиологии (АИСТ), целесообразность расходов на покупку готовых медицинских модулей «Служба крови», а также централизация закупок в сфере обеспечения безопасности донорской крови.
 
Напомним, что, по оценкам активистов ОНФ, на интеграцию и техническую поддержку единой информационной базы данных с момента разработки в 2008 г. ушло около 4 млрд руб. В том числе 1,6 млрд руб., потраченные за последние четыре года на поддержку системы учета доноров. Такие, мягко говоря, немалые траты вызвали сомнения у экспертов ОНФ, учитывая, что данная система размещена на устаревшей платформе программного обеспечения и имеет недостаточный функционал.
 
«На наш взгляд, АИСТ как программа, обеспечивающая автоматизацию информационных процессов на станциях переливания крови, выполняет свою задачу полностью. За время эксплуатации у нас не было случаев, которые приводили бы к сбоям работы по вине самой программы. Тем не менее, действительно, любое программное обеспечение имеет свой период морального износа, и мы давно задумывались об его модернизации. В 2014 г. был разработан новый продукт с использованием современных информационных технологий, а с 1 января 2015 г. начался масштабный переход на новое программное обеспечение», – рассказал собравшимся заместитель директора ФГБУЗ «Центр крови ФМБА России» Андрей Бранц.
 
В свою очередь Антон Гетта отметил, что ряд технических, узкоспециализированных вопросов у активистов ОНФ остается, поэтому участники круглого стола договорились провести отдельное совещание, на котором представители ФМБА согласились показать практическое применение данного нового программного продукта и доказать «фронтовикам» его эффективность.
 
В июне текущего года внимание активистов ОНФ привлекли тендеры на поставку готовых медицинских модулей «Служба крови», которые прошли в нескольких регионах страны – в Пензенской, Ульяновской, Саратовской областях, в Краснодарском крае. Выяснилось, что в связи с тем, что закупки такого характера отданы на откуп регионам, вероятность неразумной траты денег увеличивается в разы, в то время как активисты ОНФ предлагают использовать централизованные закупки, в том числе при закупках медицинского оборудования для региональных учреждений «Службы крови».
 
Например, заместитель руководителя проекта ОНФ «За честные закупки» Анастасия Заря сообщила представителям ФМБА, что средняя цена за один квадратный метр при строительстве «модульного центра» составляет около 80 тыс. руб., что в два раза превышает стоимость аналогичных строительных работ. А активист ОНФ из Пензы Игорь Танциев рассказал, что 31 марта 2015 г. в городе должен был быть построен медицинский модуль «Служба крови», уже готовый к эксплуатации. Однако выезд «фронтовиков» к месту строительства показал, что никакого модуля в указанном месте просто нет и 182 млн бюджетных руб. попросту не были освоены, а государственный контракт сорван.
 
Необходимость строительства в регионах именно готовых модулей руководитель ФМБА России Владимир Уйба объяснил тем, что около 90% станций Службы крови не соответствуют требованиям Госсанэпиднадзора: здания, в которых они расположены (бывшие школы, детские учреждения), изначально для этого не предназначены. Именно поэтому, по его словам, были разработаны три типа новых центров модульного типа со сроком эксплуатации 10–15 лет, не подразумевающие капитального строительства, хотя в отдельных случаях первоначальные работы должны быть произведены.
«Эта тема экономически эффективная, но из-за децентрализации закупок она уходит в субъекты РФ, где действуют свои системы регулирования, и в итоге мы имеем такие примеры, как в Пензе. Децентрализация действительно привела к неэффективному использованию средств и потере контроля, что мы видим по Службе крови. Нужно возвращаться к системе централизации, чтобы средства использовались по назначению», – подчеркнул Владимир Уйба.
Антон Гетта пообещал, что эксперты ОНФ обратятся в Министерство финансов РФ, предложившее в 2013 г. децентрализацию закупок медоборудования для региональных Служб крови, с просьбой пересмотреть данное решение. Инициативу активистов ОНФ о централизации закупок поддержал также главный инспектор Счетной палаты РФ Александр Тремасов, отметивший, что «при централизованных закупках отмечается меньше различных нарушений, да и в целом контроль за расходованием средств осуществлять намного проще».
 
По итогам встречи стороны договорились о прямых экспертных консультациях в рамках конструктивного диалога. Кроме того, Антон Гетта передал представителям ФМБА вопросы, поступившие через интернет от зрителей, смотревших трансляцию круглого стола в режиме онлайн. Ответы на сайте проекта ОНФ «За честные закупки» будут опубликованы в течение следующей недели.
 
Владимир Уйба: «Необходима централизация службы переливания крови в стране»
 
- Только централизация поможет решить проблемы переоснащения станций переливания крови в условиях экономии средств. А модернизация их абсолютно необходима, так как до 90 процентов размещены в устаревших или приспособленных зданиях, и их необходимо начинать реконструировать уже сегодня, -  заявил руководитель Федерального медико-биологического агентства Владимир Уйба. Заявление это он сделал на круглом столе с представителями проекта «За честные закупки» движения «Общероссийский народный фронт».
 
Проект «За честные закупки» – подразделение движения ОНФ, предназначенное для выявления нарушений при проведении конкурсов и закупок. Действует он просто – кто угодно может высказать свои претензии на сайте проекта, а эксперты проверят его сведения и дадут ход тем вопросам, которые найдут сколько-нибудь обоснованными. Судя по отчетам на сайте, действует проект достаточно активно, и буквально каждые несколько дней начинает новое «дело», проверяя те или иные структуры. Вот и в этот раз руководитель проекта «За честные закупки» Антон Гетта и ряд экспертов проекта решили поговорить о вопросах, которые показались им требующими срочного решения. 
 
Выбрали они для разговора Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России).  Это подведомственная структура Минздрава России, которая курирует здравоохранение работников особо опасных предприятий и территорий, где расположены эти предприятия, а также осуществляет организацию всей Службы крови страны.  К ФМБА  России проект «За честные закупки» обратился с двумя вопросами-претензиями: по поводу автоматизированной информационной системы трансфузиологии АИСТ и по поводу завышения стоимости контрактов и предполагаемых нарушений при строительстве модульных станций переливания крови в четырех городах: Саратов, Пенза, Сочи и Ульяновск.
 
Автоматизированная система АИСТ показалась представителям ОНФ слишком дорогой и устаревшей, так как основана на старой платформе, работает только с Windows, непонятно как ее перевести в режим облачных технологий. Все эти претензии были разбиты одним-единственным возражением – речь идет о разработанной в 2007 году старой системе АИСТ, которую сейчас заменяют системой нового поколения, соответствующей всем современным требованиям.  Новая система, в которой от старого осталось только название, решает сложнейший комплекс задач, включающий учет каждого донора и каждой дозы крови, основана исключительно на российских разработках, полностью принадлежит государству (подобная программа ни в коем случае не может быть коммерческой, так как от нее зависит стратегическая безопасность государства).
 
Второй вопрос касался модульных станций переливания крови. Такие станции сегодня построены в Сочи и Ульяновске и строятся еще по крайней мере в четырех городах по заказам местных министерств здравоохранения, и активисты проекта «За честные закупки» отметили, что спустя несколько месяцев после начала строительства стройплощадки все еще пусты.  Также нормативная стоимость квадратного метра в 80 тысяч рублей показалась им слишком большой.
 
На этот вопрос руководитель ФМБА России ответил, что модули – это самая технологичная схема строительства станций переливания крови. И самая экономичная, если правильно считать, учитывая не только начальную цену, но и десятилетний срок работы станции, а также возможность по окончанию этого срока сдать модуль обратно производителю для переработки и установить новый. Владимир Викторович также отметил, что в 2012 году процесс строительства станций переливания крови и закупки оборудования был децентрализован, и теперь за это отвечают регионы. А там нет соответствующих специалистов, и зачастую, экономя сравнительно небольшие средства, они покупают неработоспособное оборудование, берут в основу плохо проявившие себя проекты, и так далее.
 
Взятие крови – процесс хирургический, и требует строго регламентированных условий и санитарной чистоты. Когда ФМБА России в 2008 году было поручено курировать донорство крови в стране, были проведены обследования, и выяснилось, что большинство станций переливания крови расположены в переоборудованных зданиях, совершенно не подходящих с точки зрения санитарии и гигиены. Конечно, процесс взятия крови даже при этих условиях для доноров является совершенно безопасным, это самое главное в работе службы!  Но только централизованная система сможет обеспечить современный подход к взятию крови, полностью исключить  возможность заражения при переливании.  Но, к сожалению, вскоре процесс  строительства и оборудования станций был децентрализован, средства переданы регионам, и на этом целенаправленную деятельность по улучшению станций переливания крови пришлось фактически прекратить, так как областные минздравы отнюдь не всегда охотно прислушиваются к мнению Федерального медико-биологического агентства.
 
В стране сегодня 114 станций, имеющих разветвленную филиальную сеть и более 300 отделений переливания крови при областных и районных больницах. Отделения надо постепенно закрывать, считает руководитель ФМБА России, так как весь мир идет по пути централизации заготовок крови. На больших станциях легче отследить выполнение всех требований, а остальные больницы должны получать готовую кровь и ее компоненты по требованию.
 
А то, что активисты ОНФ по прошествии нескольких месяцев с начала строительства застали стройплощадки без возведенных зданий, объясняется просто – модули станций готовятся целиком на специализированных производствах, а на строительной площадке необходимо сделать только так называемый «нулевой» цикл работ  – разровнять площадку и подвести коммуникации. Потом на этой площадке буквально за считанные месяцы (от трех до восьми) устанавливается готовый модуль. «Модули – это технологически правильное и экономически выверенное решение для станций переливания крови, а централизация всего процесса – единственный верный путь действий, и мы надеемся на помощь ОНФ в достижении нашей общей цели – эффективного развития службы переливания крови в стране», - подчеркнул Владимир Викторович. 

Представители проекта «За честные закупки» согласились с ним и обещали принять участие в продвижении этой наиболее эффективной схемы развития Службы крови. «Сегодня все большее количество регионов приходят к мнению, что централизованные закупки – это лучший способ экономии бюджетных средств, и в данном случае это тоже подтверждается», - резюмировали эксперты проекта.