20.03.2013

Больше половины обращений в консультационные пункты для потребителей связаны с непродовольственными товарами

В течение 2012 года в консультационные пункты для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» (далее – консультационные пункты для потребителей) поступило 15 378 обращений по вопросам защиты прав потребителей, из которых 7 197 консультаций на личном приеме, 7 972 консультации по телефону и 209 консультаций с использованием электронных коммуникаций.

При рассмотрении обращений граждан были выявлены многочисленные нарушения прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов.

Тройка лидеров по числу обращений, как и в прошлом году не изменилась. Наиболее массовые нарушения потребительских прав были выявлены в следующих сферах потребительского законодательства:

1. Продажа непродовольственных товаров – 54 % от числа обращений. В данную категорию включены следующие группы товаров: технически сложные товары бытового назначения, мобильные телефоны, мебель, обувь, одежда, двери, строительные материалы, игрушки, изделия из драгоценных металлов и камней и прочее.

2. оказание жилищно-коммунальных услуг – 21 %;

3. оказание финансовых услуг – 6 %;

4. оказание бытовых услуг – 5 %;

5. продажа продовольственных товаров – 2,2 %.



I. Нарушения прав потребителей при реализациинепродовольственных товаров:

1.1. Большая часть обращений в отношении непродовольственных товаров связана с продажей технически сложных товаров бытового назначения и мобильных телефонов. В результате анализа обращений потребителей были выявлены следующие нарушения потребительского законодательства:

- продажа товаров ненадлежащего качества;

- отказ продавца от принятия товара ненадлежащего качества;

- ограничение права потребителя на выбор требований, в случае обнаружения недостатков в товаре. Например, продавец соглашался только на ремонт некачественного товара, тогда как потребитель хотел расторгнуть договор и вернуть уплаченные за некачественный товар деньги или продавец проводил гарантийный ремонт товара без согласия потребителя;

- нарушение сроков ремонта товара;

- нарушение срока замены некачественного товара (более 20 дней);

- не предоставление потребителю полной и достоверной информации о товаре.



Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых поступило наибольшее количество обращений граждан:

. Екатеринбург
технически сложные товары:
ООО «Аркаим» - Корпорация «Центр»
г. Первоуральск
технически сложные товары:
ИП Клабуков (ул.Ватутина, 23)
ИП Васев (пр.Ильича, 8/49)
ИП Соколов (пр.Ильича, 14)
ООО «Версон»
ООО «ДНС - Альфа Екатеринбург»
ООО «М.видео Менеджмент»
ООО «Норд-П»
ООО «УралСтарлинг»
ООО «УралТех»
ООО «Эко-Центр Евразия» 
ООО «Эльдорадо»;
мобильные телефоны:
ЗАО «Русская телефонная компания»
ЗАО «Связной Логистика»
ОАО «Мобильные ТелеСистемы»
ООО «Евросеть – Ритейл» Уральский филиал
г. Каменск-Уральский
 
технически сложные товары:
ИП Прищенко - магазин «Техномаркет»
ОП ООО «Уют»
ИП Борзенков - магазин «НОРД»
ИП Артемьев (ул.Ленина, 18)
ОП ООО «Эльдорадо»
мобильные телефоны:
ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал
ЗАО «Русская телефонная компания»
ЗАО «Связной Логистик»
г. Верхняя Пышма
технически сложные товары:
ООО «Народный магазин «Норд»
ООО «Запад» - Корпорация «Центр»
мобильные телефоны:
ЗАО «Русская телефонная компания»
г. Асбест
технически сложные товары:
ООО «Запад» - Корпорация «Центр»
ИП Камалов, магазин «Горный лён»
мобильные телефоны:
ОАО «Связной Логистик»
ОАО «Связной Урал»
ООО «Евросеть-Ритейл» Уральский филиал
г. Ирбит
технически сложные товары:
ООО «Евросеть»
ИП Волков, салон связи и безопасности «Инженер», ул.Советская, 12
г. Берёзовский
технически сложные товары:
ИП Чубарова (ул.Красных героев, 2д)
мобильные телефоны:
ОАО «Мегафон Ритейл»
г.Нижний Тагил
технически сложные товары:
ООО «Сервис Трейд»;
мобильные телефоны:
ЗАО «Связной Логистик»
ООО «Евросеть Ритейл» Уральский филиал
г.Вехняя Салда
мобильные телефоны:
ЗАО «Связной Логистик»
ООО «Евросеть – Ритейл» Уральский филиал
г.Тавда
мобильные телефоны:
ООО «Евросеть – Ритейл» Уральский филиал



1.2. Среди иных видов непродовольственных товаров многочисленные обращения поступали в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу строительных материалов, мебели, дверей, обуви. Чаще всего потребители обращались по следующим вопросам:

- приобретение товара ненадлежащего качества;

- отказ продавца от возврата потребителю стоимости некачественного товара;

- отказ продавца от возмещения убытков потребителя в случае продажи некачественного товара и выплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя;

- отказ продавца от выплаты неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя;

- нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара;

- отказ продавца от принятия товара ненадлежащего качества;

- отказ исполнителя от добровольного удовлетворения требований потребителя



Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых поступило наибольшее количество обращений граждан:

продажа строительных материалов:
г. Екатеринбург
ООО «Сван»
г. Берёзовский
ООО «Брозэкс», ул. Гагарина, 2
ИП Чубарова, ул. Красных Героев, 2 Д
г. Каменск-Уральский
 
ИП Серебряков
ООО «АрсеналТрейд»
г. Серов
ИП Кузякин
продажа мебели:
г. Екатеринбург
ООО «Сфера»
г. Среднеуральск
ИП Князева
г. Асбест
ИП Бахтерев, магазин «Модерн» - ул. Ленинградская, 35 и магазин «Омега» - ул. Ленинградская, 5
ИП Пиджакова
ИП Федосеев, магазин «Универмаг», ул. Победы, 19
г. Первоуральск
ООО «Мебельные реформы-Первоуральск»
г.Нижний Тагил
ИП Орловская, магазин «Краснодеревщик», пр. Ленина, 58
ИП Шабалдин, Ильича, 103
продажа дверей:
г. Асбест
ИП Ревенков, магазин «Столяров», ул. Ленинградская, 26/1
ИП Мицкус
ИП Попов
г.Нижний Тагил
ООО «Гардиан – Урал», ул. Ленина, 63
ООО «Бронислав», ул. Карла Маркса, 50
г. Первоуральск
ИП Храмов, ул.1 Мая, 11
продажа обуви:
г. Первоуральск
ИП Удинцева, ул. Ильича, 16
ИП Бабинова, ул. Космонавтов, 13





1.3. В течение 2012 года на территории г. Екатеринбурга поступали многочисленные обращения от потребителей в отношении продажи косметических средств торговой марки «Дешели», приобретаемых в кредит. В результате обращений выявлены следующие нарушения:

- не предоставление потребителю полной и достоверной информации о противопоказаниях в использовании косметических средств;

- предоставление недостоверной информации о свойствах товара (потребителям предоставлялась информация о содержании в средствах только натуральных компонентов, что не соответствовало действительности);

- введение в заблуждение потребителя о полной стоимости товара, купленного в кредит;

- заключение кредитных договоров вне офиса банка (кредит оформлялся по телефону дома или в офисе у потребителя);

- передача в подарок косметологического аппарата по уходу за кожей лица DeSheli без предоставления какой-либо информации о товаре: потребительских свойствах, порядке использования, противопоказаниях и иной необходимой информации;

- включение в договор купли-продажи условий ущемляющих права потребителей, например: «в случае расторжения договора по соглашению сторон, продавец вправе требовать с потребителя предоставления «отступного» в размере 25% от стоимости товара»;

- нарушение прав потребителей на получение безопасных услуг: проведение косметических процедур в домашних условиях.

Обращения поступали на действия ООО «Эль Косметик» и ООО «РТС-Групп Косметик».

II.Не уменьшается число нарушений, выявляемых при оказании потребителям жилищно-коммунальных услуг. Большая часть нарушений прав потребителей в сфере жилищного законодательства выявлена в г.Екатеринбурге.

В течение 2012 года наиболее частыми обращения были по следующим вопросам:

- не предоставление потребителю полной и достоверной информации об оказываемых услугах;

- нарушение сроков предоставления информации об оказываемых услугах по письменным запросам потребителей;

- предоставление услуг по содержанию жилья ненадлежащего качества;

- начисление платы за неоказанные или ненадлежащим образом оказанные жилищно-коммунальные услуги;

- отказ от проведения перерасчета платы, за ненадлежащим образом оказанные услуги;

- начисление платы по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов превышающей плату по индивидуальным приборам учета;

- начисление платы по нормативу при наличии общедомовых, индивидуальных приборов учета;

- отказ от обоснования суммы долга по оплате жилищно-коммунальных услуг;



Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых поступило наибольшее количество обращений граждан:

г. Екатеринбург
ЗАО УК «Стандарт»
ЗАО УК «Верх-Исетская»
ЗАО «УЖК Урал – СТ»
ООО «УК ЖКХ Октябрьского района»
ООО «Фонд Радомир»
ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района»
ООО УК «РЭМП Эльмаш»
ЗАО «Орджоникидзевская УЖК»
ООО УК «Чкаловская»
ООО «Единый расчетный центр»
г. Первоуральск
ООО «УК «Альтернатива»
ООО «УК «Даниловское»
ООО «Дом плюс»
ООО «Первоуральская жилищная компания»
ООО «УК Магнитка»
ООО УК «Наш город»
ПМУП «Производственная жилищная компания п. Динас»
ППМУП «Водоканал»
г. Верхняя Пышма
ООО «Сити - Сервис»
ОАО «Свердловэнергосбыт»
г. Ирбит
ООО УК «Южилкомплекс»
ООО «Ирбитское коммунальное предприятие»
г. Берёзовский
ООО «ЖКХ – Холдинг»
г. Каменск-Уральский
ООО «Управляющая компания «Дирекция единого заказчика»

 
III. Обращения потребителей в сфере оказания финансовых услуг касались следующих вопросов:

- отказ банка от возврата уплаченных единовременных, ежемесячных комиссий;

- отказ банка от принятия добровольного отказа от расторжения договора личного страхования и отказ от перерасчета платы за неоказанную услугу;

- не предоставление потребителю информации об уступке права требования задолженности по кредиту коллекторским агентствам, а также размере задолженности;

- ограничение прав граждан на предъявление иска в суд по выбору потребителя;

- начисление несоразмерных штрафов, пени за просрочку платежа по договору;

- отказ банка на изменение графика платежей в случае изменения финансового положения, нахождения потребителя в тяжелых жизненных условиях.



Перечень банков, в отношении которых поступило наибольшее количество обращений граждан:

г. Екатеринбург
ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»
ОАО «СКБ-Банк»
ООО КБ «Ренессанс Капитал»
ЗАО «ВТБ 24»
ЗАО «Банк «Русский Стандарт»
ООО «Хоум кредит энд финанс банк»
ОАО «Альфа банк»
г. Полевской
г. Асбест
ОАО «СКБ-Банк»
г. Берёзовский
г. Серов
ОАО «Уральский банк реконструкции и развития»

 


IV. Оказание бытовых услуг по изготовлению и установке окон и иных оконных конструкций:

- выполнение работ ненадлежащего качества;

- нарушение исполнителем сроков выполнения работ и сроков устранения недостатков;

- отказ исполнителя от добровольного удовлетворения требований потребителя;

- выполнение монтажных работ с нарушением требований действующего законодательства;

- включение в договор условий, ущемляющих права потребителей.



Перечень хозяйствующих субъектов, в отношении которых поступило наибольшее количество обращений граждан:

г. Екатеринбург
ООО «Ирбис плюс», ул.Академика Шварца, 8, к.1
г. Асбест
ИП Лебедев, магазин «Татьяна»
ИП Хмелева, магазин «Татьяна», ул. Пархоменко, 11
ИП Чепракова, магазин «Универмаг», ул. Победы, 19
ИП Ревенков, магазин «Столяров», ул. Ленинградская, 26/1
ИП Мицкус
ИП Вернер, ул. 4-я Черемшанская, 13
г. Верхняя Салда
ИП Медведева
ИП Кузнецов, компания «Жанр», ул. Воронова, 11
г. Нижний Тагил
ООО «СтройСити», салон «Центр окна»
г. Каменск-Уральский
ИП Серебряков, ул. Суворова, 17

 
V. Среди иных хозяйствующих субъектов, допускающих частые нарушения потребительского законодательства можно отметить следующие организации:

- ООО «Альфа» (г. Екатеринбург) по вопросам оказания гражданам туристских услуг (включение в договор условий, ущемляющих права потребителей и отказ от удовлетворения требований потребителей);

- Управление Федеральной почтовой связи Свердловской области (г. Екатеринбург), по вопросам нарушения сроков доставки почтовой корреспонденции.