03.03.2015

Профилактика нервно – психических заболеваний у детей

Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Завершение двадцатого и начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодёжи к полноценной самостоятельной жизни. Уклад жизни современного общества резко отличается большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации.
Малоподвижный образ жизни дополняется умственными и нервно-психическими перегрузками. Явное противоречие общественно-государственной потребности в формировании здорового поколения и современных условий труда и жизни указывает на необходимость ориентации системы образования на сохранение и развитие здоровья, установки на здоровый образ жизни школьников. Однако, в образовательной среде, как у педагогов, так и у учащихся, особенно выражены тенденции ухудшения здоровья, психического и социального неблагополучия.
Сложившаяся в последние годы в России социально-экономическая ситуация объективно привела к ухудшению психического здоровья населения. По данным НИИ психиатрии РФ, распространённость основных форм психических заболеваний в детском возрасте составляет 15%, а в подростковом – уже 20-25%. Увеличивается число детей с невротическими и неврозоподобными расстройствами, с задержкой психического развития. Показано, что 80% случаев систематической школьной неуспеваемости обусловлены различными состояниями интеллектуальной недостаточности, включая задержку и дебильность. В детских домах такие отклонения в психике имеют до 90% детей. Около 30 % учащихся классов выравнивания с задержкой психического развития страдают пограничными психическими расстройствами как вторичным нарушением.
Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. В конечном счете, все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.
Предупреждение утомления школьников на уроке зависит от сочетания трех факторов:
•трудности учебного материала
•эмоционального состояния учащихся
•насыщенности видов учебной деятельности
Начальные признаки утомления:
•снижается качество работы (количество правильных ответов), повышается число ошибок;
•ребенок становится беспокойным, вялым, рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
•ухудшается регуляция физиологических функций (внешне это непросто заметить, хотя иногда отмечается повышенная потливость, покраснение лица), а нарушение координации движений при утомлении проявляется в изменении почерка - он становится явно хуже;
•ребенок жалуется на усталость, а у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они вдруг могут заснуть.
Для профилактики переутомления должны проводиться следующие мероприятия:
1. При организации урока должна учитываться динамика работоспособности учащихся:
•3-5 минут - врабатывание;
•5-10 минут - оптимум, период самой высокой работоспособности;
•2-3 минуты - период компенсаторной перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
•5-10 минут - период средней работоспособности;
•оставшаяся часть времени урока - период непродуктивной работы.
2. Соблюдение гигиенических условий в классе - чистота, комфортная температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.
3. Деятельностный характер урока.
Ещё И.П. Павлов указывал, что источником продуктивной работы головного мозга являются положительные эмоции, которые готовят нервную систему к деятельности, настраивают анализаторы на лучшее восприятие материала. Известно, что при интенсивной и очень интересной работе усталость может наступить значительно позже, чем при неинтересной и малоинтенсивной. На протяжении всего урока необходимо поддерживать интерес детей, в этом могут помочь различные игровые ситуации (получение письма, путешествие в сказку и т.д.); игровые персонажи (Мудрая сова, которая "приносит" трудные задания, гномик - задания с ошибками, игрушки и др.); художественное слово (чистоговорки, загадки), элементы театрализации (игры - диалоги, рассказывание сказок по ролям, инсценирование). Недопустимо монотонное репродуктивное выполнение школьниками заданий, так как однообразность урока также способствует утомлению школьников.
Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, часто отмечается повышение артериального давления. Чтобы не допустить этого, необходимо соблюдать вышеперечисленные мероприятия.
 
 
 
 
 
Главный специалист - эксперт
отдела санитарного надзора
Межрегионального управления №31 ФМБА России                                        А.С. Мыльникова