24.03.2015

Организация работ по ремонту и обслуживанию автотранспорта. Санитарно-гигиенические требования.

С каждым годом растет число предприятий по ремонту и обслуживанию автотранспорта - автосервисов, автомоек, пунктов шиномонтажа. Требования санитарного законодательства распространяются на все эти организации независимо от их размера, будь то крупный техцентр - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий "шиномонтажку" на одно рабочее место.
При проведении надзорных мероприятий по контролю за подобными организациями обнаруживаются многочисленные нарушения санитарного законодательства, регламентирующие соблюдение требований к условиям труда работников, а также к охране окружающей среды.
Опыт показывает, что практически каждый автосервис и автомойка организуются без выполнения требований санитарного законодательства:
·размещение проводится в приспособленных помещениях – гаражах, складских, подвальных или полуподвальных, ангарного типа, зачастую не оборудованных системами отопления, вентиляции, не имеющих возможности естественного проветривания и освещения, не решены вопросы обеспечения санитарно-бытовыми помещениями.
·не всегда организуются обязательные предварительный и периодические медицинские осмотры работающих.
·не учитываются требования следующих санитарных правил:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов",
- СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию, рабочему инструменту",
- СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" с изменениями и дополнениями № 1 (СП 1.1.2193-07);
- СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест";
- СП 1009-73 "Санитарные правила при сварке, наплавке и резке металлов";
- СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений";
- СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и территории жилой застройки";
- СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод";
- СанПиН 2.2.2.540-96 "Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ";
- СП 991-72 "Санитарные правила при окрасочных работах с применением ручных распылителей";
- ГН 2.2.5.1313-03 "ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны",
- СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» и т.д.
Необходимость выполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на объектах закреплена в Федеральном законе от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который обязывает граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдать и выполнять санитарные правила, обеспечивать безопасные для здоровья человека условия труда при выполнении того или иного вида деятельности. Подтверждением соблюдения требований санитарного законодательства является организация и проведение производственного контроля (ПК). Для этого, до начала осуществления деятельности в соответствии с СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" с изменениями и дополнениями № 1 (СП 1.1.2193-07), разрабатывается программа производственного контроля.
Цель производственного контроля - обеспечение безопасности и безвредности для человека и среды обитания вредного влияния производственных условий объекта при должном выполнении санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществлении контроля за их соблюдением.
В программе ПК отражаются организационные вопросы, контроля производственного оборудования и используемого инструментария, помещений, инженерно-технических систем - вентиляции, освещения, отопления, водоснабжения, канализации, медицинское обслуживание работающих, обеспечение лабораторно-инструментальных исследований на рабочих местах, предусматриваются мероприятия по улучшению условий труда в зависимости от вида оказываемых услуг.
Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта включают в себя проведение таких видов работ как сварка, окраска, мойка деталей и узлов. Их выполнение, а также наличие выхлопных газов при въезде и выезде автомашин связаны с выделением в воздух рабочей зоны вредных химических веществ - оксида углерода, окислов азота, формальдегида, суммарных углеводородов, ацетальдегида, ароматических углеводородов и т.д. В связи с чем, возникает необходимость разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Очевидно, что условия труда в автосервисах и на пунктах шиномонтажа при невыполнении и отсутствии контроля со стороны руководства объектов за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий далеко не безвредны и не безопасны. Поэтому персонал автосервиса, автомойки должен проходить предварительный (при поступлении на работу) и в дальнейшем периодические медицинские осмотры в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан обеспечить проведение медосмотров и имеет право не допускать к работе сотрудников, которые их не прошли. Документом, подтверждающим прохождение медосмотров работниками, является заключительный акт по результатам медицинского осмотра - он хранится у работодателя. При этом личные медицинские книжки сотрудникам, занятым ремонтом и техническим обслуживанием автотранспорта, не требуются.
С учетом всего сказанного выше, можно сделать следующие выводы: соблюдение требований санитарного законодательства при организации работ по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств обеспечивает сохранение здоровья, в том числе профессионального, высокую работоспособность обслуживающего персонала и обеспечит возможность оказания автосервисом, автомойкой и пунктом шиномонтажа качественных услуг населению.