Главная
10 февраля 2020

МАРКИРОВКА пищевых продуктов

Межрегиональное управление №101 ФМБА России информирует, что сведения о реальных свойствах продукта можно получить, изучив информацию на потребительской упаковке.

На этикетке в обязательном порядке должен быть указан определенный, установленный законодательством объем информации, обеспечивающий потребителям возможность правильного выбора товара.

В отношении продуктов питания на территории Российской Федерации, являющейся страной - участницей Таможенного союза, с 1 июля 2013 г. действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011"Пищевая продукция в части ее маркировки». До 15 февраля 2015 года существовал переходный период, в течение которого допускалось производство и выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями принятыми до дня вступления в силу  данного Технического регламента.

 

В  статье 4 ТР ТС 022/2011 определены требования к маркировке пищевой продукции. Так в частности, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1)  наименование пищевой продукции;

При этом наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.

Информацию о физических свойствах и (или) специальных способах обработки пищевой продукции (восстановленная, копченая, маринованная, молотая) включают в наименование пищевой продукции или располагают в непосредственной близости от наименования.

Не допускается в наименовании пищевой продукции указывать компоненты, если они или продукты их переработки не входят в состав пищевой продукции.

2)  состав пищевой продукции

Входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись "Состав". Компоненты (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы), биологически активные добавки, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний, указываются в составе пищевой продукции независимо от их количества.

3) количество пищевой продукции;

- если пищевая продукция жидкая, то указывается ее объем;

- если пищевая продукция пастообразная, вязкая или вязкопластичной консистенции, то указывается, либо ее объем, либо масса;

- если пищевая продукция твердая, сыпучая, или является смесью твердого и жидкого вещества, то указывается ее масса.

4) дату изготовления пищевой продукции;

Указание в маркировке пищевой продукции даты её изготовления в зависимости от срока её годности осуществляется с использованием следующих слов:

1) "дата изготовления" с указанием часа, числа, месяца при сроке годности до 72 часов;

2) "дата изготовления" с указанием числа, месяца, года при сроке годности от 72 часов до трех месяцев;

3) "дата изготовления" с указанием месяца, года или числа, месяца, года при сроке годности три месяца и более;

4) "год изготовления" - для сахара.

5) срок годности пищевой продукции;

 

Указание в маркировке пищевой продукции срока её годности осуществляется с использованием следующих слов:

1) "годен до" с указанием часа, числа, месяца при сроке её годности до 72 часов;

2) "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке её годности от 72 часов до трех месяцев;

3) "годен до конца" с указанием месяца, года или "годен до" с указанием числа, месяца, года при сроке её годности не менее трех месяцев.

Слова "годен до", "годен", "годен до конца" в маркировке пищевой продукции могут быть заменены словами "срок годности", "употребить до" или аналогичными по смыслу словами.

 

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции, а также  наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера.

Место нахождения изготовителя пищевой продукции определяется местом государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя. В информации, предоставляемой потребителю (приобретателю), следует использовать официально зарегистрированное наименование и место нахождения (адрес, включая страну) изготовителя. При несовпадении с адресом изготовителя также указывают адрес(а) производств(а).

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции

 1) энергетическую ценность (калорийность);2) количество белков, жиров, углеводов; 3) количество витаминов и минеральных веществ.

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

2. Предусмотренная маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке

3. В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак, знаки систем добровольной сертификации.

 

Маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.

Определенные особо важные сведения, например о дате выработки и сроках годности, должны наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено.