Главная
4 сентября 2017

Требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности.

Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Межрегиональное управление № 156 ФМБА России осуществляет контроль за соблюдением общеобразовательными организациями, расположенными на обслуживаемых территориях, обязательных требований СанПиН 2.4.2.2821-10 в ходе проведения плановых и внеплановых проверок, а также в ходе эпидемиологических расследований случаев инфекционных заболеваний.

С целью профилактики нарушений обязательных требований санитарного законодательства при организации обучения в общеобразовательных учреждениях Межрегиональное управление № 156 ФМБА России акцентирует внимание на следующих санитарно-гигиенических требованиях СанПиН 2.4.2.2821-10, предъявляемых к организации режима образовательной деятельности в общеобразовательных учреждениях:

  • Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
  • Учебные занятия в школе следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков, а также обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается. В учреждениях, работающих в две смены, занятия для 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должны быть организованы в первую смену.
  • Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность составляет 35 минут в первом полугодии и 40 минут во втором полугодии. В компенсирующем классе, продолжительность урока не должна превышать 40 минут.
  • Расписание для обязательных уроков и факультативных занятий составляется отдельно. При составлении расписания обязательных уроков следует учитывать шкалу трудности учебных предметов, изучаемых в начальных, средних и старших классах (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10), а также чередовать предметы по сложности в течение дня и недели. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
  • Распределение учебной нагрузки в течение недели должно строиться таким образом, чтобы наибольший ее объем (количество баллов за день по сумме всех предметов) приходился на середину недели (вторник и (или) среду), когда работоспособность нарастает.
  • Профильное обучение в 10 — 11-х классах не должно приводить к увеличению образовательной нагрузки. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).

Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
  • для обучающихся 1-х классов - 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 2 - 4 классов - 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
  • для обучающихся 5 - 7 классов - не более 7 уроков;
  • для обучающихся 8 - 11 классов - не более 8 уроков.

Для облегчения и сокращения периода адаптации детей к требованиям школы обучение в 1-м классе необходимо осуществлять с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • проводить учебные занятия по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использовать «ступенчатый» режим обучения с постепенным наращиванием учебной нагрузки (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, со 2-й четверти - 4 урока по 35 минут каждый, со 2-го полугодия — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • организовать дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения;
  • обучение проводить без балльного оценивания знаний обучающихся и домашнего задания;
  • рекомендуется организовать в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут.

При организации групп продленного дня необходимо предусмотреть 3-разовое питание и прогулки. Кружковая работа в группах продленного дня проводится в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся необходимо проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю. Замена уроков физической культуры другими предметами не допускается.

Во время занятий в плавательном бассейне и при проведении спортивных соревнований, присутствие медицинского работника обязательно.

Все работы в мастерских и кабинетах домоводства должны выполняться в специальной одежде (фартук, халат, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения должна соответствовать требованиям, установленным в таблице 5 СанПиН 2.4.2.2821-10. С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения (например: в 5 классе - просмотр динамических изображений на экране интерактивной доски можно сочетать с прослушиванием аудиозаписи, но не более 25 мин.).

Режим обучения в учебных кабинетах с использованием компьютерной техники должен соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы на них.

При организации практики и занятий общественно-полезным трудом учащихся, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо соблюдать требования санитарных правил к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста. Также запрещается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, в том числе к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

Большое внимание следует уделять длительности и подвижности перемен, в период которых восстанавливаются работоспособность. Поэтому перемены менее 10 минут в школе не допускаются, так как времени для отдыха недостаточно. Большие перемены (до 30 минут) предназначены для приема пищи учениками и длительного отдыха проводятся в середине смены. Вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков можно организовать две перемены по 20 минут каждая.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Выполнение обязательных требований санитарного законодательства при организации режима образовательной деятельности продлевает период устойчивой работоспособности и предотвращает развитие переутомления у детей и подростков.

По вопросам соблюдения санитарного законодательства можно обратиться в отдел санитарно-эпидемиологического надзора и социально-гигиенического мониторинга Межрегионального управления № 156 ФМБА России по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 44/4. Контактный телефон: 8(8452) 39-33-52.