Профилактика нарушений
20 июля 2020

Обзор практики осуществления Межрегиональным управлением № 1 ФМБА России федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации в 1 полугодии 2020 года

Настоящий обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федерального медико-биологического агентства за 1 полугодие 2020 года подготовлен во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Организация и проведение федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Предметом проверок при осуществлении государственного надзора являются выполнение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами в процессе своей деятельности требований санитарного законодательства, выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований технических регламентов, выполнение предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Перечень организаций, подлежащих государственному надзору Межрегионального управления № 1 ФМБА России (далее – Управление), утвержден Приказом ФМБА России «О распределении полномочий по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора между территориальными органами ФМБА России» от 17.06.2011г. № 264, а также Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009г. № 98-р «Перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении ФМБА России».

В указанные Перечни входят 143 организации с особо опасными условиями труда.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор Управлением осуществляется в отношении:

организаций, занимающихся хранением и переработкой ядерных материалов, отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, добычей и переработкой урана, эксплуатирующих ядерные и исследовательские реакторы, осуществляющих ремонт и технологическое обслуживание судов с ядерными энергетическими установками;

организаций по уничтожению и хранению химического оружия, бывшие объекты по разработке и производству химического оружия;

организаций, на которых осуществляется производство, использование, транспортировка, хранение, испытание и утилизация компонентов ракетных топлив, а также изделий с компонентами ракетных топлив;

производственных объектов, научно-исследовательских институтов и лабораторий, осуществляющих работы с микроорганизмами 1-4 групп патогенности;

организаций, осуществляющие работы с источниками ионизирующего излучения;

химических опасных производств;

организаций, осуществляющих деятельность в области здравоохранения;

организаций, осуществляющих деятельность в сфере высшего образования;

предприятий по производству пищевых продуктов, предоставляющих услуги общественного питания и торговли пищевыми продуктами;

организаций коммунального и социального назначения.

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Управлением, ведется с применением риск-ориентированного подхода.

Информация об объектах государственного надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков, размещена в открытом доступе на официальном сайте Управления в сети Интернет.

Сводный план проведения Управлением плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год был сформирован с учетом риск-ориентированного подхода.

В 1 полугодии 2020 года было запланировано 23 плановых проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Категории риска (классы опасности)

Количество объектов

Объекты, включенные в план проверок на 1 полугодие 2020 года

Чрезвычайно высокий риск

(1 класс)

4

4

Высокий риск (2 класс)

25

15

Значительный риск (3 класс)

45

4

Средний риск (4 класс)

636

6

Умеренный риск (5 класс)

382

0

Низкий риск (6 класс)

326

0

 

В 1 полугодии 2020 г. проверки были проведены в отношении 19 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок, в отношении которых выявлены правонарушения - 8.

Правительством Российской Федерации 14 апреля 2020 было введено в действие Постановление от 03 апреля 2020 года № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентирующее проведение в 2020 году проверок объектов, отнесенных только к категориям чрезвычайно высокого или высокого риска, с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио-, видеосвязи.

Таким образом, общее количество проведенных в 1 полугодии 2020 г. проверок за соблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия - 21.

Внеплановых проверок в 1 полугодии 2020 г. проведено - 13. По сравнению с 1 полугодием 2019 г. количество внеплановых проверок увеличилось на 18%.

Общее количество проверок, по итогам проведения которых, выявлены нарушения 8 из них 6 - плановые проверки, 2 - внеплановые проверки.

Выявлено правонарушений всего 74, из них 61 - при проведении плановых проверок, 13 - при проведении внеплановых проверок.

Плановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 75%. Удельный вес проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к общему количеству плановых проверок с нарушениями - 100%.

Внеплановые проверки, при проведении которых выявлены правонарушения, составляют 15%. Удельный вес проверок, по итогам проведения которых, по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях к количеству внеплановых проверок с нарушениями – 100%.

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок 10, в том числе при плановых проверках 8, при внеплановых проверках 2.

В 89% случаев постановление о назначении административного наказания вынесено в виде штрафа и в 11% случаев - в виде предупреждения.

Постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа вынесены в отношении граждан - 0 (0%), должностных лиц - 5 (55%), индивидуальных предпринимателей - 0 (0%), юридических лиц - 4 (45%).

Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях» внесены изменения в статью 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которая изложена следующим образом:

«1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.»

Общая сумма наложенных административных штрафов в 1 полугодии 2020 года составила 60,0 тыс. руб.

При анализе выявленных нарушений обязательных требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 1 полугодии 2020 г., установлено, что в структуре нарушений обязательных требований и вынесенных постановлений преобладают штрафы, наложенные:

- по статье 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 7 (до 31.03.2020 г.);

- по части 1 статьи 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий – 2 (с 01.04.2020 г.);

- по части 1 статьи 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства - 1.

В органы прокуратуры в 1 полугодии 2020 г. было направлено 3 заявления о согласовании проведения внеплановых проверок, из них согласовано с органами прокуратуры - 3 (100%).

Количество проверок, результаты которых были признаны недействительными в 1 полугодии 2020 года - 0, из них по решению суда - 0.

В 1 полугодии 2020 г. не было проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых, к должностным лицам Управления были применены меры дисциплинарного и административного наказания, а также в суд не было обжаловано ни одно постановление по делу об административном правонарушении.

Управлением постоянно проводится разъяснительная работа относительно процедур надзора до, во время и после проведения мероприятий по контролю.